Он увидел мир в далеком 1938 году, этот огромный обтекаемый синий красавец весом в 102,95 имперские тонны (1имперская тонна=1016,05 кг) и длиной в 233 м (70 футов). Его отцом-конструктором стал сэр Найджел Грэсли, который может по праву гордится своим знаменитым детищем.
Mallard, локомотив, приводящийся в действие с помощью паровой машины, был создан для того, чтобы возглавлять скоростные поезда, и великолепно справлялся с поставленной задачей вплоть до 1963 г., когда его производство было внезапно приостановлено.
Через 20 лет Mallard снова стал на рельсы, но теперь лишь для того, чтобы возить поезда с экскурсиями. Но размять железные суставы ему не удалось – лишь полтора года, да и то изредка, его колеса, выкрашенные в красный цвет, тарахтели по рельсам, развозя пассажиров от Йорка до Скарборо и Харрогей-Лидс. После 1987 г. Mallard более не функционировал. А сейчас он стал одним из главных достояний Национального Железнодорожного Музея Соединенного Королевства.
Mallard стал первым в мире локомотивом класса А4, в конструкции которого был применен двойной воздуховод Кайлчапа. Благодаря этому приспособлению он и смог завоевать всемирную известность.
В истории паровых локомотивов Mallard завоевал громкую славу, так как он установил мировой рекорд скорости среди подобных паровозов. Как сообщают официальные источники, 3 июля 1938 года Mallard достиг максимальной скорости в 202,7 км/час на отрезке между станциями Литтл-Байтэм и Эссендин. То, что Mallard украшала двойная дымовая труба, помогло локомотиву быстрее выпускать пар, следуя на очень высокой скорости. Во главе паровоза стоял машинист Джозеф Даддингтон, а кочегар Томас Брай исправно «подкармливал» его углем. Известно, что железная дорога в этом месте шла с небольшим уклоном, из-за чего позже у компаний-конкурентов (особенно у немцев, чей рекорд и побил Mallard) не единожды возникали претензии к Грэйсли: они утверждали, что рельеф местности во многом поспособствовал развитию такой скорости локомотива. Однако как бы там ни было, по сей день рекорд, установленный Mallard, остается не побитым.
После этого рекордного «заезда» у локомотива случились серьезные неприятности: подшипник пальца кривошипа не выдержал этой бешеной гонки и перегрелся. Машинист Джозеф Даддингтон аккуратно направил Mallard в ближайшее депо. Эта поломка была полной неожиданностью для Найджела Грэсли, ведь по его проекту, Mallard как раз был предназначен для длительного движения на высокой скорости, что никак не вязалось с внутренним перегревом подшипника. Уже во время ремонта выяснилось, что изначальная причина поломки крылась в том, что распределительный механизм, сконструированный Грэсли и Холкрофтом, неравномерно распределял работу между тремя цилиндрами локомотива, вследствие чего внутренний цилиндр был перегружен, в то время как другие два работали не на полную мощность.
Из-за поломки пресса впервые увидела рекордсмена после знаменательной победы только на фотоснимках, которые сделали проницательные работники департамента по связям с общественностью.
Локомотив 4468 Mallard нёс свою службу в течение 25 лет. За всё это время он не единожды побывал в депо (так, только двенадцать раз заменяли его паровой котел и семь раз – тендера). Кроме того, с него были сняты боковые обтекатели дышлового механизма (впрочем, как и у всех его «собратьев»), ведь они мешали мастерам добраться до ходовки паровоза. Правда, перед тем, как поставить Mallard в музей, их установили обратно.
Также локомотив часто перекрашивали, но сейчас он снова радует глаз посетителей Музея классической расцветкой от LNER.
Также рекомендую обратить внимание на Паровой самолет братьев Бестлер. Ну а другие интересные изобретения вы всегда найдёте на блоге Уникальные устройства.