Сейчас мало кто из нас представляет себе жизнь без компьютерных игр, в которых применяются все современнейшие технологии. Так, поудить в виртуальном водоеме объемную, трехмерную рыбу может каждый обладатель ПК. Однако ещё 50 лет назад о подобном могли только мечтать! И мечтали…
Главным мечтателем, которого всерьез манила виртуальная реальность, был работник Голливуда – Мортон Хайлиг. Как человек, максимально приближенный к кино, он понимал, насколько плоским является изображение реальности на кинопленке. Двумерное изображение, занимающее менее 20% визуального поля зрителя, абсолютно не устраивало Мортона – он хотел создать автомат, который позволил бы каждому впустить виртуальную реальность в свою жизнь. Самому прокатиться на велосипеде по горным дорогам, ощущая весенний бриз на лице. Почувствовать, как ноздри щекочет едкий дым, идущий от тлеющих угольков небольшого костра неподалеку…
Желание сделать кино (а ведь Мортон, как работник киноиндустрии, хотел усовершенствовать именно эту сферу деятельности человека) объемным и реальным, было настолько велико, что Хайлиг, отбросив все сомнения и собрав все свои капиталы, затянул потуже ремешок – и принялся за работу.
Его технические навыки, осведомленность в теории и богатая фантазия родили на свет настоящее чудо, которое изобретатель назвал «Sensorama». Мортон Хайлиг не стал медлить – и сразу, в 1962 году, запатентовал своё детище.
Громоздкий аппарат, который напоминал игровые автоматы того времени, был выполнен в виде стола со стулом. А сверху него была помещенна камера, куда зритель засовывал голову – именно в ней и «показывали» виртуальную реальность.
Хейлиг сам снимал сюжет для своей Сенсорамы с помощью трех камер, которые были установлены в разных точках и снимали объект с трёх позиций, создавая иллюзию объемного изображения. Но этого ему казалось мало, ибо что это за виртуальная реальность, которая не позволяет зрителю насладиться всеми мелочами картины?
Каждый, кто садился за пульт Сенсорамы, становился мотоциклистом, который колесил по улочкам Бруклина. Вентиляторы, помещенные внутри камеры, создавали эффект ветра, бьющего в лицо, система подачи запахов источала нежный аромат жасмина… Вибро-моторы подбрасывали зрителя, имитируя езду по кочкам и выбоинам, а несколько динамиков обеспечивали «настоящий» стереозвук, который ни на долю секунды не отставал от картинки.
Хайлиг был доволен своим изобретением, но ни один богатый меценат не захотел стать спонсором Сенсорамы – ведь неизвестно, была бы виртуальная реальность востребована настолько, чтобы вкладывать деньги в её развитие?
Сейчас Сенсорама пылится в музее, а на её место пришли компьютерные технологии, которые сделали виртуальную реальность ближе, доступней и дешевле.
Другин разнообразные изобретения вы найдёте на unidevices.blogspot.com.