воскресенье, 20 июня 2010 г.

Осторожно, в небе летающий танк.


   В 1941 году командование Красной Армии поставило перед конструкторским бюро Антонова следующую задачу: изобрести бронемашину, которая могла бы перемещаться по воздуху. Планировалось, что данная техника будет перебрасываться через линию фронта для усиления партизанского сопротивления на оккупированных территориях. Проект получил условное название «летающий танк».

   Время диктовало свои условия: требовалось, чтобы серийное производство было налажено в кратчайшие сроки и с минимальными финансовыми затратами. Именно поэтому Антонов принял следующее решение: не разрабатывать концептуально новый летающий танк, а использовать легкий танк Т-60, принятый на вооружение в Красной Армии. Это был вполне приемлемый вариант: при относительно небольших габаритах и весе в 6 т «шестидесятка» имела на борту пулемет калибра 7,62 и 20-миллиметровую пушку, экипаж боевой машины состоял из 2-х человек.

   Работы над летающим танком велись в Тюмени. В КБ Антонова была разработана деревянная конструкция, которая крепилась к Т-60 в четырех точках. Предполагалось, что летающий танк будет буксироваться по воздуху, а впоследствии отцепляться от буксирующего самолета и планировать до нужной точки посадки. Сразу после приземления летающий танк имел возможность сбросить крылья и тут же вступить в бой.

   Менее чем за год летающий танк был готов. Испытания состоялись 2 сентября 1942 г. на подмосковном аэродроме. А-40 по сути являлся гибридом танка и биплана, внешне напоминая небезызвестный «кукурузник». На испытательном полигоне летающий танк максимально облегчили: сняли башню, инструментальный ящик, почти полностью слили топливо. Полный вес конструкции составлял около 7,5 т, управлял танкопланером летчик Анохин. В качестве самолета-буксировщика использовался бомбардировщик ТБ-3. Его мощности оказалось недостаточно, чтобы обеспечить стабильный полет А-40: в воздухе двигатели начали перегреваться, и летчик, дабы предотвратить отказ двигателей, принял решение об отцеплении буксировочного троса от летающего танка. Тем не менее, полет завершился успешно: летающий танк А-40 спланировал и благополучно приземлился на близлежащем военном аэродроме.

   Это был единственный полет летающего танка – проект был свернут. Эксперты утверждают, что изобретение состоялось: если бы в качестве самолета-буксировщика использовался более мощный Пе-8, летающий танк А-40 вполне мог использоваться по назначению. Но в то время бомбардировщиков Пе-8 было довольно мало, и они использовались для решения более важных стратегических задач, поэтому летающий танк в войне так и не был применен.

   Отметим, что летающий танк, а точнее – танкопланер А-40 – далеко не единственная попытка поднять в воздух бронетехнику. Концепция подобного летательного аппарата была сформулирована еще в 1932 г. американским конструктором Дж. Уолтером Кристи. Впоследствии, уже после окончания Второй Мировой войны, попытки сделать летающие танки оружием массового производства повторялись, но так и не воплотились в реальности: в настоящее время летающие танки не состоят на вооружении ни в одной стране мира.

   Ещё более интересные изобретения вы всегда найдёте на сайте Уникальные устройства.