воскресенье, 27 марта 2011 г.

Советская «Формула-3» - болид «Эстония-9»!

советский супер спорткар
   В 1956 году СССР был включен в состав Международной автомобильной федерации (FIA), благодаря чему страна получила право на участие в автогонках в классе «Формула-3». На тот момент СССР не производил автомобилей, соответствующих техническим регламентам FIA, хотя несерийное производство гоночных авто существовало (в 60-х годах выпускалась «Планета-спорт», «Звезда» и др.)
   Разработку авто формулы-3 поручили Таллиннскому авторемонтному комбинату (ТАРК). Задача звучала буквально следующим образом: советский болид во всем должен превосходить западные образцы, т.е. быть самым быстрым и надежным, и при этом выпускаться серийно. Ярким примером подобного гоночного авто является «Эстония-9» –болид, сконструированный П. Вельбри и А. Сейлером. Работа над данной моделью была начата в 1965 году, а уже в марте 1966-го в Таллинне изготовили первый опытный образец. К началу гонок в 1967-м для советской сборной выпустили еще 5 болидов «Эстония-9», показавших высокие результаты в кольцевых гонках.
   Рама «Эстонии-9» представляет собой сварную конструкцию из труб, изготовленных из легированной стали. Болид комплектовался восточногерманским 3-цилиндровым двигателем Wartburg-312. Двухтактный бесклапанный двигатель с рядным расположением цилиндров устанавливался в задней части рамы наклонно. Согласно техническим регламентам, автомобили формулы-3 могли комплектоваться только одним карбюратором – эстонские конструкторы использовали английский Dell’Ortho-SS1-35B. Вообще, в данном болиде было мало что советского – даже резина была импортной. Вначале болид комплектовали шинами Pneumant (ГДР), затем их заменили маркой Dunlop (Великобритания). Тем не менее, некоторые оригинальные решения эстонских конструкторов заслуживают внимания. К примеру, обтекаемый как ракета корпус «Эстонии-9» изготавливали из стеклопластика, что в те времена было редкостью (чаще применяли тонкий листовой металл). Кроме того, спорткар имел независимые задние и передние подвески с наружной системой амортизации.
   Динамические характеристики автомобиля сейчас не выглядят впечатляюще, но для того времени они были вполне актуальны. 4-метровый болид мог разгоняться до 190 км/ч, для преодоления расстояния в 1 км «Эстонии-9» требовалось всего лишь полминуты. Этого было вполне достаточно для побед: в гонках той эпохи болид 6 раз завоёвывал «золото», 7 раз – «серебро» и 6 – «бронзу».
   Успех спорткара «Эстония-9» в немалой степени объясняется малым весом болида и его миниатюрностью: колея задних и передних колес составляла менее полуметра, база между ними – 2,37 м. Вес автомобиля с пустыми баками составляет 420 кг, снаряженная масса – 450 кг.
Болид несколько раз претерпевал модернизацию. В частности, для участия в национальных гонках допускалась «Эстонии-9», на которых устанавливались несколько карбюраторов. Кроме того, видоизменялась тормозная система: на первоначальных моделях применялся барабанный тормоз, впоследствии замененный дисковым. Некоторые из моделей («Эстония-9М», «Эстония-9Ф») оснащались двигателями Ford-Cosworth-MAE и ВАЗ-2101, но данные конструкторские вариации уже не могут быть отнесены к болидам формулы 3, поэтому детально рассматриваться в данном материале не будут.
   Спорткары формулы-3 «Эстония-9» выпускались вплоть до 1971 г. Всего было произведено 39 машин данного класса, из которых до нашего времени сохранилось только два болида. Один из них хранится в Музее моторов в Риге, второй – в Музее моторного спорта в Талинне.