понедельник, 28 сентября 2009 г.

Паровой самолёт Можайского



Можайский Александр Фёдорович – контр-адмирал флота, который, несмотря на долгую службу во флоте, уже с молодых лет вынашивал в голове идею создания летального аппарат. Такая возможность ему представилась только после увольнения из службы.
Паровой самолет Можайского – это первый в мире летальный аппарат, который был запатентован. В 1881 году Можайскому удалось на деньги Военного ведомства закупить в Великобритании два поровых двигатели, по 15 лошадиных сил каждый. С этого момента и началась емкая и трудная работа над реализацией проекта. Более того, что и проекта толком то не было. Ведь последние деньги, который Можайский получил на этот самолет – это были деньги на паровые машины. Остальные работы проводились за его собственный счет. Уже к 1882 году Можайский успел реализовать идею, и первая модель самолета была почти готова. Заманчиво то, что уже эта первая модель имела все основные части современных самолетов, от фюзеляжа и до шасси.

В 1883 году в присутствии комиссии Русского технического общества проводилось первое испытание. По свидетельству присутствующих, паровой самолет разогнался по шоссе и, немножко приподнявшись, рухнул на крыло. Этого и следовало бы ожидать, поскольку двигатель был недостаточно мощен, чтобы поднять массу самолета. Рассчитать в то время отношение мощности двигателя к массе, длине крыла и направлению ветра было почти невозможно. Увидев, что конструкция не работает, Можайский перечитал возможности этого летального аппарата, и решил добавить еще один двигатель.

Единственной поддержкой на то время для Можайского было только поле, выделенное для испытаний его конструкций. Поскольку нужна была дополнительная паровая машина, то Можайский обратился с просьбой в Сталилейный завод Обухова сделать двигатели с большей мощностью. Наверное, его старания проявились бы в хорошем результате, если б его замыслы не оборвались смертью.

Паровой самолет Можайского был первым из построенных самолетов в полные размеры. Если бы этой испытательной модели добавить мощности в три раза, Можайский был бы первым изобретательным летального аппарата, тяжелее воздуха. Современные исследователи оценили все рукописные чертежи и имеющиеся описания модели. Более того, попытались создать конструкцию, чтобы оценить возможности парового самолета.
Хотя идее Можайского и не доставало нужной информации и технической поддержки, и сомнительно, слетел ли его самолет хотя бы на несколько сантиметров, но благодаря новаторству идеи и изобретательности он считается пионером в сфере авиации.

Позднее были созданы и более успешные паровые самолёты, такие как паровой самолет Максима и паровой самолет братьев Бестлер.

Комментариев нет: