Сегодня конвертопланы на подобие V-22 Osprey всё больше теснят обычные самолёты, но с чего они начинались?
Doak VZ – 4 это один из первых экспериментальных аэродинамических аппаратов, в котором изобретатели решили соединить воедино комбинацию из самолета и вертолета. Точнее это первый настоящий конвертоплан. Образец был построен в 1957 году фирмой Doak по заказу ВВС США. Построенная модель получила название VZ – 4 и представляла собой 9,7 метровый летательный аппарат с размахом крыльев в 7,7 метров.
Экспериментальный образец оснащался стандартным турбиновинтовым двигателем Ликоминг УТ53 мощностью 840 л.с., который позднее был заменен на более модернизированный Ликоминг Т53-L-1 мощностью в 1000 л.с. При запуске он приводил в движение два восьмилопастных пропеллера, которые при полете позволяли добиться максимальной скорости в 370 км/ч., а объем топливного бака позволял совершать беспрерывный полет более чем на 370 км. без дозаправки.
Самолет обладал довольно необычным видом. Это было связанно с размещением турбин, которые устанавливались в кольцевых каналах на концах крыльев.
Для реализации поставленной задачи был разработан механизм, в котором подъемная сила создавалась комбинированной системой, состоящей из одного или нескольких несущих винтов и крыла.
После 1,5 годовых работ в 1958 году состоялся первый пробный полет, в котором была испробована инновационная технология вертикального взлета и дальнейшего перехода в горизонтальный полет. Было проведено около 50 часов испытательных полетов, по истечению которых было выявлено, что при переходе на горизонтальный полёт, экспериментальный образец резко терял контроль, из-за чего существенно ухудшалось управление, вплоть до потери курса. Так же были выявлены существенные недочеты и при посадке т.к. во время маневра так же наблюдалось ухудшение контроля над аппаратом.
По окончанию испытательного периода проект был закрыт, в связи с недостаточной управляемостью при переходе и посадке. Но усилия изобретателей не были потрачены даром. Doak VZ – 4 доказал возможность реализации поставленной задачи, тем самым сделав большой скачек в авиации того времени. Экспериментальный образец открыл перспективное будущее и дальнейшее развитие гибридных самолетов, подразделение которых получило название винтокрыл.
Doak VZ – 4 был изготовлен в единственном экземпляре под серийным номером 56 – 9642. После испытаний модель была сохранена. Сегодня модель принадлежит Музею транспорта армии соединенных штатов Америки, в стенах которого VZ – 4 выставлен в качестве экспозиции.