пятница, 6 мая 2011 г.

Танковая серия ТА.


   Одними их самых первых целиком и полностью советских танков (средних и тяжёлых) стали проекты из серии ТА. Здесь стоит отметить, прежде всего, три модели ТА-1, ТА-2 и ТА-3. Порой они обозначались иным образом – Т-1001, Т-1002 и Т3 соответственно. Разработка всех этих танков проходила под руководством одного очень высококвалифицированного специалиста В. Асафова. За основу для них был взят танк ТГ, считающийся средним. Основным направлением работы по их созданию была модернизация ТГ, который, по большей части, упрощался и удешевлялся. Несмотря на наличие некоторых оригинальных идей и находок, на вооружение ни одна из моделей принята не была. В серию пошёл, ставший знаменитым, танк Т-35.
   А теперь обратимся к самой идеи их появления. В начале 30-х годов 20-го века Эдуард Гротте со своей «командой» разработал уже упомянутый танк ТГ, который, к сожалению своих разработчиков, так и остался экспериментальным. Однако поскольку комиссия нашла в нём немало положительных моментов (в первую очередь это очень мощное вооружение, особенно если учесть, что это всё-таки был средний, а не тяжёлый танк), было решено использовать их, но уже в других моделях. Но обо всём по порядку.
   Начнём с ТА-1, который разрабатывался, как и вся серия ТА, под руководством Асафова. Именно поэтому ТА нередко расшифровывается, как танк Асафова, но возможно к фамилии создателя данное сокращение не имеет никакого отношения.
   Сильным изменений по сравнению с ТГ было решено не делать. Вооружение, компоновка, а главное форма корпуса остались прежними. Изменениям были подвержены трансмиссия и ходовая часть, кроме того, была разработана уникальная пружинная подвеска и гусеница так называемого гребневого зацепления. Стоит отметить, что при общем совпадении вооружения, некоторые изменения были сделаны – ввиду особенностей новой подвески было решено установить не пять пулемётов, как было у ТГ, а только три. При своём весе в 18 тонн танк мог разгоняться до 50 км/ч. Однако в тот самый момент, когда проект уже был практически завершён, пришло задание переработать его под колесно-гусеничный ход. Так появился ТА-2.
   Данная модель отличалась от предыдущей исключительно ходовой частью, да плюс к этому было решено вернуться к идее с бортовыми пулемётами, что, как предполагалось, улучшило бы уровень «зачистки» окопов. По расчётам новый танк стал примерно в полтора раза тяжелее, а скорость хода также заметно увеличилась. Так, при движении на гусеницах он мог разгоняться до прежних 50 км/ч, а на колёсах – аж до 80. Однако военных не устраивал низкий, с их точки зрения, запас хода, поэтому и этот танк не получил путёвки в жизнь и началась работа над проектом танка ТА-3.
   Данная модель стала уже полноценным тяжёлым танком, поскольку его масса выросла до 32 тонн. ТА-3, как и его предшественник, имел колёсно-гусеничный ход. Отличия у него состояли в том, что длина танка была увеличена до восьми метров, что, с одной стороны, дало гораздо лучшие условия для преодоления рвов, а с другой – ходовые качества танка заметно ухудшились. Но на этом изменения в ТА-3 не закончились. В частности, было решено уйти от трёхъярусности в размещении вооружения танка, которое применялось в предыдущих моделях. Кроме того, традиционные пулемёты Максим были заменены на пулемёты ДТ. Скорость же танка несколько уменьшилась по сравнению с ТА-2 – на гусеницах она составила 45 км/ч, а на колёсах она могла доходить до 70 км/ч.
   По задумкам проектировщиков, корпус танка должен был быть герметичным, а в комплект танка они планировали установить комплекс химзащиты, имеющей приточную вентиляцию, и радиостанцию дальнего действия.
   Но, несмотря на всё это, было отдано предпочтение танку Т-35, а ТА-3 так и остался проектом.