Несмотря на то, что проект уникального такси так и не был реализован – массовое производство налажено не было – данный автомобиль заслуживает внимания. Главное отличие этого автомобиля – это его целевая ориентированность: все в нем было рассчитано специально для удобства пассажиров, рационального использования внутреннего пространства, адаптировано под специфику циклического движения автомобилей данного назначения. Многие из примененных в данном такси решений были использованы позже в других моделях авто, и это показательный момент, подтверждающий нужность работы автоконструкторов той эпохи. Рассмотрим ближе этот проект – проект такси, оставшегося без пассажиров.
Начало 70-х – расцвет советского автопрома. Государство инвестирует огромные средства в разработку и производство новых моделей, не были обделены вниманием и автомобили для служб такси. Существовавшему в то время Всесоюзному научно-исследовательскому институту технической эстетики (ВНИИТЭ) была поставлена задача: разработать автомобиль, который был бы оптимален для перевозки небольших групп пассажиров с багажом. И такой автомобиль был разработан: в 1964 году многие жители Москвы с изумлением наблюдали на улицах города желто-черный автомобиль с шашечками на борту. Он будто напоминал уменьшенный в размерах автобус: высокий просторный салон с ровным полом, широкие двери, открывавшиеся и открывавшиеся дистанционно, обособленное место водителя. Это и было уникальное такси, которое, согласно замыслам разработчиков, должно было вытеснить с улиц привычные автомобили.
Конструкторы не озадачивались новым двигателем – в модели такси был использован двигатель МЗМА-408 от «Москвича-408» объемом 1360 см³ и мощностью 50 л.с. Ставка на скоростные характеристики не делалась – максимальная скорость данного такси составляла 105 км/ч, что было вполне приемлемо для цикла движения городского такси. Салон вмещал 4 пассажира и водителя, место которого было отделено перегородкой. Трое пассажиров комфортно могли расположиться на диване минивэна, для четвертого пассажира предназначалось переднее сидение.
Вместительность салона объяснялась внушительными габаритами авто по сравнению с другими легковыми автомобилями: ширина 1,78 м, длина 4,23 м, высота 1,625 м. Несмотря на подобные размеры, такси было довольно маневренным, что является весьма ценным качеством при езде в тесных транспортных потоках города. Вес автомобиля составлял 1215 кг.
Силовой агрегат располагался в задней части 2-дверного минивэна, там же располагалась коробка передач и редукторы для передачи вращения на заднюю ось. Передняя подвеска была также заимствована из «Москвич-408», конструкторы лишь расширили ее базу.
В автомобиле много внешнего сходства с английскими кэбами: та же черно-желтая расцветка, приземистость кузова, большие панорамные окна салона. Тем не менее, одной из причин, из-за которой проект не был воплощен, являлось отсутствие аналогов: нигде больше в мире не выпускали авто, предназначенное специально для служб такси – таковы были реалии того времени.
Идею нельзя назвать провальной – такси успешно прошло испытания на московских улицах и получило высокие оценки экспертов. Было принято решение о выпуске пробной массовой партии данных авто, но по ряду причин данное решение так и не было доведено до логического завершения – проект попросту увяз в межведомственных разборках. Сейчас единственный экземпляр экспериментального такси хранится в «Музее экипажей и автомобилей» г.Москвы.