В данной статье речь пойдёт об одном двухбашенном тяжёлом танке, так и оставшимся неудавшимся экспериментом разработчиков в конце 30-х годов 20-го столетия – Т-100, который в некоторых документах назывался машиной 100 или просто-напросто 100. Он, как и его ближайший «родственник» танк СМК, остался в истории как один из последних представителей танков советской сборки, имеющих многобашенную компоновку. На этом сходства с СМК не заканчиваются – они вместе (наряду с таким же опытным образцом танка КВ-1) проходили боевые испытания в Финской войне на так называемой «линии Маннергейма». Основная цель создания - замена танка Т-35. Испытания прошли не очень удачно – и Т-100 в серийное производство не пошёл, однако стал базой для разработки нескольких тяжёлых САУ (например, СУ-100-Y), впрочем, также оставшихся экспериментальными.
Если обратиться к истории создания танка Т-100, то и тут можно найти много точек соприкосновения с СМК. В частности, что тот, что другой разрабатывались в 1938 году в Ленинграде. Что интересно, танки, создаваемые практически одновременно, оказались и очень похожи друг на друга. Отличия Т-100 от СМК состояли лишь подвеской и немного вооружением.
Рассматриваемый нами танк проектировался в КБ имени С.М. Кирова. Главными в этом проекте были руководитель С.А. Гинзбург и ведущий конструктор Э.Ш. Полей.
Изучая первоначальный проект Т-100, в очередной раз удивляешься тому, что он опять же, как и СМК, задумывался трёхбашенным, а в итоге одну из них убрали. Это было вызвано тем, что 60-миллиметровая толщина брони делала машину очень тяжёлой, а она не должна была по своей массе превышать 55-57 тонн.
Если чертежи, как уже было сказано, у Т-100 и его «собрата» СМК разрабатывались практически одновременно, то вот практическая реализация у Т-100 запаздывала. По плану опытный образец танка задумывался к июню 1939 года, однако он был готов только в последний день июля.
Испытания в «лабораторных» условиях планировалось проводить до 3 января следующего года, но Советско-финская война внесла свои коррективы – танковая пушка была заменена (с Л-10 на Л-11), и 17 декабря 1939 года близ Хоттинена танк Т-100 принял свой первый бой.
Рассмотрим некоторые особенности Т-100. Что касается корпуса, то он был выполнен в форме коробки, собранной из листов катаной брони, которые соединялись тремя способами – при помощи болтов, клёпок или сварки. Толщина брони танка позволяла выдерживать атаку артиллерии калибра не более 47 мм на расстоянии полукилометра и менее.
Башен, как уже было сказано, на танке установлено две, по двухъярусному принципу – то есть одна (малая) башня образовывала первый ярус, а вторая (центральная), соответственно, второй. Малая башня, расположенная впереди, имела угол вращения в горизонтальной плоскости 245 градусов, а главная – могла поворачиваться на полный круг. Неслучайно именно на последней стояла командирская башенка, имеющая смотровые щели и пулемёт. Из вооружения, помимо упомянутого пулемёта, способного вести зенитный обстрел, танк был оснащён ещё двумя пулемётами, а также 76-миллиметровой пушкой и дополнительной артиллерийской пушкой на 45-мм.
В комплект танка также входила танковая радиостанция 71-ТК-3, выполняющая функцию внешней связи, а для внутренней было типовое переговорное устройство ТПУ, рассчитанное на шесть человек.
По результатам боевых испытаний был сделан вывод об отсутствие необходимости запуска Т-100 в серийное производство. В первом же своём бою у него заглох двигатель, который впоследствии несколько раз ремонтировался и даже заменялся. После войны с финнами он одно время хранился как экспонат, а примерно в середине 50-х годов прошлого века пошёл на переплавку.