Один из наиболее интересных представителей танков Советского Союза, выполненных по принципу многобашенной (как правило, двухбашенной) компоновки – танк, название которого представляет аббревиатуру СМК, которая расшифровывается как «Сергей Миронович Киров». На его базе был разработан танк тяжёлой конфигурации КВ-1, вместе с которым, наряду с Т-100, СМК был испытан в боевых условиях в годы Финской войны в боях на Карельском перешейке. Впервые он был брошен в бой 17 декабря 1939 года. Судьба танка довольно трагична и боевого опыта он набрал всего-то три дня – в одном из боёв на так называемой «линии Маннергейма» СМК был подорван и эвакуирован.
Во многом поэтому, а также по ряду факторов, говорящих в пользу его последователя КВ-1, танк СМК не был запущен в серийное производство.
Однако, несмотря на это, остановимся на нём поподробнее. Над его проектом бились конструктора из СКБ-2 Кировского завода. Руководил процессом Ж.Я. Котин, а ведущим конструктором был Н. В. Цейц (позже он был заменён на А. С. Ермолаева). И вот в 1938 году проект танка был готов, а уже в следующем году был собран его опытный образец, так и оставшийся единственным.
Танк СМК был разработан с одной-единственной целью – качественное усиление войсковых соединений при организации масштабного прорыва в мощно укреплённых оборонительных полосах, то есть фактически он рассматривался, как замена используемому тогда тяжелому танку Т-35.
Теперь перейдём к особенностям конструкции так и не ставшего знаменитым танка «Сергей Миронович Киров». Итак, как оказалось, по первоначальной задумке танк должен был быть оснащён не двумя, как стало в итоге, а тремя башнями, в которых бы размещалось всё пушечно-пулемётное вооружение. Причём геометрически эти башни должны были размещены не по продольной оси корпуса танка, а с некоторым смещением и оснащались перископами для хорошего наблюдения цели. Средняя башня оставалась бы на оси, передняя смещалась бы немного влево, а задняя – соответственно, вправо. Также стоит отметить, что крайние башни имели, по первоначальной задумке, возможность поворачиваться – передняя имела угол поворота 270 градусов, а задняя – 290, благодаря чему «мёртвая зона» для ведения прицельного огня сокращалась всего до 440 квадратных метров, что являлось наилучшим из рассматриваемых показателей.
Однако на совместном заседании ЦК ВКП(б) и Комитета Обороны, проходившем в конце 1938 года, было принято решение отказаться от задней башни. Таким образом, танк делался более лёгким, а высвободившаяся масса компенсировалась увеличенной толщиной брони. Теперь с двумя башнями танк приобрёл несколько иной вид, у него появилась интересная особенность, которая заключалась в двухъярусном расположении всего арсенала пушечного вооружения в обеих башнях.
Как уже было сказано выше, опытный образец танка был собран в 1939 году. Летом того же года он был отправлен на заводские испытания. Оснащение СМК было следующим: большая башня имела кормовой крупногабаритный пулемёт серии ДК. Позднее он был заменён на аналог из серии ДТ. Танк имел броню толщиной 60 мм, которая вполне выдерживала огонь, ведущийся из мощных противотанковых пушек от 37 до 47-миллиметровых. Вооружение же танка позволяло вести прицельный массированный огонь по кругу с высоким уровнем маневренности.
В общем и целом танк СМК для своего времени был неплохим. По большому счёту, по основным показателям (броня, вооружение, маневренность, проходимость, скорость и т.д.) он явно превосходил танк Т-35, что от него, собственно, и требовалось. Но вот слишком большая его масса вкупе с огромными размерами, а также тем, что для его обслуживания требуется многочисленный экипаж, сыграло свою роль – в серийное производство он не пошёл.