В далеком 1937 году инициативный советский инженер М.Смалько начал самостоятельную работу над бронемашиной, способной взлетать, приземляться и участвовать в наземных боевых действиях. Для той эпохи, в которую конница считалась одним из самых грозных видов вооружения, конструкторская мысль Смалько была смелой, но не новой: на тот момент СССР уже располагал подобной разработкой, тайно приобретенной у американского конструктора Джорджа Уолтера Кристи за 20 тыс. долларов. Но идеи Смалько и американский проект имели существенные отличия: советский конструктор планировал поднять в воздух более тяжелую бронемашину, имевшую не дюралевый, а стальной корпус. Кроме того, летающий танк Смалько должен был «уметь» складывать крылья и укрепляемый в носовой области винт. Таким образом, советский танк мог бы перелетать с места на место, в то время как американский летающий танк, согласно концепту, должен был сбрасывать крылья и вступать в бой «с колес» – повторный подъем в воздух не планировался.
Несмотря на отсутствие поддержки, конструктор Смалько не прекратил работу над проектом. Конструктор даже придумал название: летающий танк МАС-1, что должно было означать «Малый авиационный Смалько». Второе название – ЛТ-1: «Летающий танк первый». Изобретатель продвинулся гораздо дальше, нежели его предшественники: Смалько смоделировал летающий танк из дерева, и уже на этой модели намеревался проводить испытания. В качестве базовой модели инженер использовал лёгкий колесно-гусеничный танк БТ-7 – именно в эту модель Смалько вносил разнообразные конструктивные изменения. Многие из решений, предложенных советским разработчиком, являются неожиданными и оригинальными, и потому, несомненно, заслуживающими внимания.
Вкратце о том, что предоставляла собой базовая модель. БТ-7, или Быстроходный танк-7, прошел испытания в 1934 году, а уже в 1935-м поступил в серийное производство. Впоследствии танк неоднократно дорабатывался и совершенствовался, превратившись со временем в полноценную «тридцатьчетверку». «Экипаж машины боевой» состоял из 3-х человек, но Смалько рассчитывал сократить численность экипажа до 2-х человек: механика-водителя и стрелка-радиста. Примечательно также, что данный танк комплектовался 12-циллиндровым V-образным двигателем Микулина (М-17), использовавшимся на первых советских бомбардировщиках. После соответствующей доработки Смалько планировал использовать для летающего танка двигатель М-17би, имевший мощность 700 л.с. По расчетам конструктора, этой мощности было достаточно для того, чтобы бронемашина весом 4,5 т смогла преодолеть силы тяжести и подняться в воздух. Помочь ей в этом должны были складные крылья, состоявшие из двух частей. Плоскости складывались в стороны кормы летающего танка, при этом хвостовое оперение поддерживало их, а нижняя составная часть крыла жестко фиксировала верхнюю часть. В состоянии наземного движения винт танка также складывался и закрывался стальными пластинами. Хвостовая часть танка была подвижной – оперение задвигалось в трансмиссионный отсек. Стоит отметить, что это было полноценное авиационное оперение: к четырем парно соединенным лонжеронам крепился киль, рули высоты и направления.
Наиболее уязвимые места летающего танка МАС-1 прикрывала стальная катанная броня, толщина которой варьировалась в пределах 3-10 мм. Для ведения огня по противнику Масько планировал вооружить ТЛ-1 двумя спаренными крупнокалиберными пулеметами ДК и одним авиационным пулеметом ШКАС. Полный боекомплект танка состоял из 5.000 патронов, огненный шквал можно было вести на скорости 70-120 км/ч (на гусеничном и колесном ходу соответственно). В воздухе летающий танк, по расчетам Смалько, мог передвигаться со скоростью до 200 км/ч, запаса топлива должно было хватить на 800 км. Примечательно, что подвеска МАС-1 была аналогична по конструкции подвеске, использованной Кристи в американском летающем танке.
Условно летающий танк МАС-1 можно разделить на три отсека: моторный, расположенный в носовой части, трансмиссионное отделение – в корме, и центральный «людской» отсек, из которого осуществлялось управление и ведение боя. В отличие от своего американского «брата», советский летающий танк МАС-1 оборудовался поворотной башней, в которой располагался стрелок-радист, он же – командир танка. Наблюдение за окружающей обстановкой планировалось вести через смотровые щели, прицеливание – через телескопические прицелы.
Ни одного летающего танка МАС-1 построено не было – Масько со временем отказался от своей затеи, не продвинувшись дальше деревянных макетов и моделей. Но сама идея быстрой переброски танковой техники привлекла внимание, в результате чего была начата разработка механизма подвески БТ-7 к бомбардировщику дальней авиации.